Лекция Высшая нервная деятельность

Разнообразные явления психической деятельности интересовали людей издавна. Ещё 4-5 тысяч лет тому назад люди пытались познать сущность человека и его мышления. Психика человека является результатом деятельности мозга, в котором отражаются внешние события и внутреннее состояние организма. Благодаря ей человек оценивает разнообразные явления и события и соответствующим образом реагирует на них.Впервые понятие "рефлекс" как ответ организма на воздействие окружающей среды ввел в науку в 17 ст. французский философ Рене Декарт. Чешский физиолог Йиржи Прохаска доказал, что рефлексы осуществляются нервной системой. Мысль о том, что вся психическая деятельность человека является также рефлекторной, впервые высказал в 1863 году И.М.Сеченов. Эту идею в начале 20 ст. экспериментально подтвердил И.П.Павлов.
Психическая деятельность мозга  подразделяется на нисшую и высшую. В основе нисшей лежат простые безусловные рефлексы центры которых находятся в спинном мозге и стволе головного мозга - безусловно рефлекторная деятельность. Высшая нервная деятельность строится на безусловнорефлекторной и условнорефлекторной деятельности мозга. ВНД = Б\у рефлески + У. рефлексы. ВНД возможна благодаря согласованой работе коры г\м и подкорковых структур. Высшая нервная деятельность является физиологической основой психических процесов. Изменение психического сотояния человека сказывается на деятельности физиологических систем и наоборот, функциональное состояние организма обуславливает психику человека.
Основными поцессами головного мозга являются процессы возбуждение и торможение.
Взаимодействие основных процессов г\м.
Возникая в соответствующих центрах, процессы торможения и возбуждения способны  распространяться (иррадиировать) по всей центральной нервной системе. Это явление получило название иррадиация ( от лат. иррадио - сияю, излучаю). Противоположный процесс - ограничение, сокращение зоны источника возбуждения или торможения называется концентрацией ( от лат. концентратио - сосредоточение, скопление).
 
 Процессы иррадиации и концентрации составляют основу взаимодействия в центральной нервной системе. Эти явления можно наблюдать при образовании двигательных условних рефлексов, когда на первой стадии образования двигательных навыков, сокращается много мышц, что является необходимым для выполнения данного движения. И только в процессе многократного повторения упражнения, вследствие концентрации процесса возбуждения в необходимых участках коры, движения становятся высококоординированными.
Изменеиея в деятельности участков коры большого мозга могут наступать не только в результате распространения и концентрации процессов возбуждения и торможения, но и вследствие индукции ( от лат. индуктио - наведение). Индукция наблюдается только после концентрации возбуждения или торможения или при их достаточной силе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Различают две фазы индукции: положительную (S) когда торможение усиливает возбуждение, и отрицательную, когда возбуждение вызывает торможение. Существует также последовательная индукция, заключающаяся в изменении нервного процесса на противоположный в месте его возникновения.
В каждый данный момент в разные участки коры большого мозга поступает большое количество нервных импульсов. Распространение и концентрация возбуждения и торможения являются причиной того, что одни участки коры находятся в возбужденном состоянии, другие - в заторможеном. Явление иррадиации и концентрации нервных процессов ( вместе с индукцией) определяют характер взаимодействий процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга, и в конечном результате - поведения человека.
Характер, его формирование, влияние воли на характер человека.
Биологической основой психофизиологической индивидуальности человека являются типы нервных процессов, типы темперамента и доминантность полушарий головного мозга. Все эти характеристики обусловлены генетически. В пролцессе развития человека под влиянием внешних условий, воспитания и обучения, на базе унаследованных особенностей, формируется определенный тип его поведения, или его характер. Характер - это совокупность относительно стабильных психологических черт человека, проявляющихся в разнообразных сферах его духовной жизни и деятельности. Оценить человека как личность можно только по его поступкам, а не по тому, какого он о себе мнения. Характер - одна из самых важных характеристик индивидуальности. Каждому человеку свойственны только присущие ему черты характера, например принципиальность, последовательность, м\ужество, честность, дисциплинированность, активность и другие. Важное значение в определении характера имеют чувства человека, проявляющиеся в отношении его к другим людям. По характеру взаимоотношений люди бывают искренние, общительные ( или замкнутые), откровенные (или скрытные), чуткие (нечуткие), доверчивые (недоверчивые), вежливые, доброжелательные, хмурые. Черты, определяющие отношения человека к самому себе - это чувство собственного достоинства, скромность ( или самоуверенность),обидчивость, эгоцентризм ( то есть постоянная сосредоточенность на себе и своих переживаниях), эгоизм и прочие; а черты, определяющие отношения человека к труду, к своему делу, - инициативность, настойчивость,трудолюбие (или лень), стремление к преодолению трудностей ( или страх перед ними), добросовестность, аккуратность и другие.
 Многие черты характера формируются в процессе развития человека, особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте, под влиянием воспитания и самовоспитания. Формирование характера связано с самооценкой личности, с её способностью критически оценивать свои положительные качества и недостатки. В процессе становления личности и накопления жизненного ьопыта у человека вырабатываются собственные взгляды, убеждения, формируются моральные принципы и идеалы. Всё это отражается на его характере: человек становится способным сознательно управлять собственным поведением, не проявляя отрицательные черты своего характера, воспитывать в себе положительные и устранять отрицательные черты характера.
Часто говорят о силе или слабости характера, понимая под этим отношение человека к трудностям, наличие  у него целенаправленности и воли. В процессе любой деятельности человека проявляются разнообразные свойства его разума: способность планировать работу и выполнять запланированное. Чтобы достичь цели, необходимо работать и идти вперёд. В работе проявяется воля, необходимая для мобилизации духовных и физических сил, для достижения поставленной цели. Волевые качества человека явлются важной составляющей частью его характера. Волевым людям свойственны такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, решимость, сдержанность, дисциплинированность, надёжность.
скачать софт